Учебные учреждения и здоровье детей: роль условий обучения
Проблема охраны здоровья детей и подростков является одной из важнейших проблем медицины. Состояние здоровья детского населения определяет перспективы формирования здорового во всех отношениях общества, формируется под влиянием различных факторов внешней и социальной среды и является интегральным показателем благополучия нации в целом.
Нормальное развитие детского организма идет при непрерывном взаимодействии с факторами среды обитания, среди которых немаловажную роль играют медико-биологические и социально-гигиенические условия. Создавая предпосылки развития здорового в физическом и умственном отношении организма необходимо учитывать постоянный рост и развитие детского и подросткового организма, а также возможность адекватной реализации заложенного потенциала.
Особого внимания заслуживает внешняя и социальная среда, окружающая ребенка. Соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к размещению, планировке, набору помещений, организации учебно-воспитательного процесса, наличию соответствующей мебели и оборудования в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в значительной степени способствует сохранению и укреплению здоровья ребенка.
История гигиены детей и подростков
Вопросы гигиены воспитания были представлены еще в народной предупредительной медицине и находили свое практическое применение не только в семье, но и в учебных заведениях с момента появления на Руси школ, т.е. с конца X в. И хотя до середины XVIII в. учебные заведения России находились без врачебного наблюдения, в них все же проводились некоторые мероприятия, направленные на охрану здоровья детей.
Наиболее четко идея профилактической медицины, в частности вопросы гигиены детей, получают свое развитие в работах отечественных педиатров, так как педиатр не только лечил больных детей, но и был призван давать советы по уходу и воспитанию ребенка.
К середине XIX в. отечественным педиатром-акушером Степаном Фомичом Хотовицким (1796—1885) педиатрия была выделена из курса акушерства и гинекологии в самостоятельную науку. Он первый читал систематический курс по педиатрии в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга. С.Ф. Хотовицким было положено начало развитию возрастной морфологии и физиологии. Он определил подход к гигиене детства как науки, исходящей в своих рекомендациях из морфофизиологических особенностей детского организма.
Последователем С.Ф. Хотовицкого и ярким представителем профилактического направления в педиатрии был Н.А. Тольский (1832—1891) — профессор первой клиники детских болезней Московского университета.
Находясь под влиянием высказываний своего непосредственного учителя Г.А. Захарьина и профессора гигиены Ф.Ф. Эрисмана, а также М.Я. Мудрова и педиатра С.Ф. Хотовицкого, Н.А.
Тольский уделял в научной деятельности большое внимание изучению гигиены детей школьного возраста. В 1869 г. на II съезде русских естествоиспытателей Н. А. Тольский выступил с докладом «О значении гигиены в общественной жизни и в особенности в применении ее к нашим учебным заведениям», в котором указал на огромное значение общественной гигиены для оздоровления населения. В выступлении Н.А. Тольский резко критиковал врачей, а также воспитателей и заведующих учебными заведениями, которые мало обращали внимания на гигиенические условия жизни учащихся. НА. Тольский в отличие от ученых-энциклопедистовXVIII в., занимавшихся изучением главным образом гигиены людей раннего возраста, обращал основное внимание на гигиену школьников.
ПОДРОБНУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПЕРЕЙДЯ ПО ССЫЛКЕ.